СКОРЕЕ,ЭТОПЕРВЫЙЭТАПУПРАВЛЕНЧЕСКОЙРЕВОЛЮЦИИ

рисунок Н. Веревочкина

Розакул ХАЛМУРАДОВ, заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана, депутат Мажилиса Парламента РК пятого созыва:

- Предложения по перераспределению полномочий между ветвями власти в Казахстане, заявленные в обращении нашего Президента Нурсултана Назарбаева, вызвали огромный интерес в обществе, и сейчас идёт их обсуждение. Думаю, на этой основе предложения будут серьёзно дорабатываться.  Если Правительство предлагается формировать на основе консультаций с Парламентом, тогда в подзаконных актах для успешного и прозрачного отбора кандидатов следует чётко указать, что кандидатура каждого министра должна сначала обсуждаться в профильном комитете, и только после этого она выносится на утверждение Парламента.

Конечно, Президент поступает мудро, передавая Правительству право разрабатывать и утверждать государственные программы. Раньше, допустим, у нас на бумаге запускалось немало отличных госпрограмм, на них выделялись колоссальные суммы, но никто потом не отвечал за их реализацию и сроки. Некоторые центральные государственные органы, разрабатывающие очередную программу, заботились лишь о том, как бы вытащить под неё финансы, но точно не о конечном результате и исполнении индикатора. А с новыми полномочиями Правительство будет не только утверждать программы, но и отвечать перед Парламентом за качество их выполнения.

Один из эффективных инструментов достижения конкретного результата – требовать с Правительства постоянных отчетов, и если на каком-то этапе проект застопорился, наказывать виновных по закону. До настоящего момента программы менялись как перчатки – не успевает завершиться одна, как тут же придумывают другую. А следует определять конкретных исполнителей на самом старте проектов. Теперь, прежде чем предлагать очередную утопическую программу, каждый депутат будет думать о шансах на её успешное выполнение.

Мухтар ТАЙЖАН, президент фонда Болатхана Тайжана, кандидат экономических наук:

- Если мы хотим эффективного перераспределения власти – надо менять избирательный закон. Пусть половина Парламента избирается по пропорциональной, а другая половина – по мажоритарной системе. Таким образом, страной будут править независимые депутаты – избранники народа. Заодно сохранится преемственность – не будем отрицать, что в депутатском корпусе трудятся также профессионалы, досконально знающие свои отрасли. Неужели эта международная методика выборов не подойдёт нам? Однако перемены в госуправлении должны произойти безболезненно и постепенно. Кроме того, депутатов в Мажилисе должно быть больше 107 человек, думаю, не меньше 200. А верхняя палата Парламента, считаю, и вовсе не нужна. Обычно двухпалатный парламент бывает лишь в федерациях. Вот такой Парламент сможет и справедливо формировать Правительство, и объективно спрашивать с него.

Досым САТПАЕВ, политолог, кандидат политических наук:

- Надо упомянуть, что наш Президент передаёт Парламенту и Правительству не всю свою власть, а только 40 функций и полномочий. При этом большинство из них не являются ключевыми. В основном Правительство и Парламент взяли ответственность за социально-экономический блок. Что касается политических направлений, в любом случае, последнее слово остаётся за главой государства. Как обозначил сам Нурсултан Абишевич, Президент будет играть роль арбитра и надсистемного игрока, регулирующего все ключевые и стратегические направления политического развития страны, в том числе внешнюю политику государства. Поэтому утверждать, что в Казахстане произошла серьёзная управленческая революция, я бы пока не торопился. Скорее, это стоит рассматривать как её первые этапы.

В 2013 году я с коллегами политологами написал книгу «Сумеречная зона, или «Ловушки» переходного периода», которая была посвящена политическому развитию страны на долгосрочной основе. И в ней мы как раз внесли предложения, чтобы Президент сократил свои полномочия и увеличил функциональную роль Парламента – возможного коллективного преемника в будущем. Таким образом, в Казахстане заложили бы некий политический баланс сил в случае транзита власти. Если рассматривать нынешнее перераспределение полномочий как первый этап, то неплохо было бы увидеть и следующий шаг со стороны Президента Назарбаева.

Важно создавать крепкие политические институты. Потому что сегодня Парламент не относится к категории сильных политических игроков. Это было хорошо видно в прошлом году, когда депутаты не проявили никакой активности в разрешении самых чрезвычайных ситуаций – земельного вопроса и терактов. Многие из них не сумели выступить посредниками между властью и обществом. С их стороны вместо ожидаемой минимизации социальной напряженности исходила какая-то странная тишина, неуверенность и безынициативность. Поэтому Президенту приходилось постоянно включаться в процесс и принимать решения для снижения общественной напряженности. Всё это – свидетельство того, что нынешний Парламент пока не соответствует той роли, когда на него можно возлагать ответственность.

Не случайно в обществе сейчас активно дискутируют по поводу следующего этапа изменений в управленческой системе Казахстана. Например: будет ли повышаться статус Премьер-Министра, который будет избираться от победившей партии в Парламенте и станет «балансом» для второго Президента? Опять же, это вероятно при условии, что основную роль в управлении будут играть не теневые игроки, а реально действующие политические институты парламентских партий. Когда мы говорим о государственной стабильности, в наличии должны быть политические клапаны, которые хоть как-то будут снижать социальную напряженность в обществе. И такими политическими клапанами могут послужить существующие политические партии, большинство которых не входит в Парламент и нуждается в модернизации. Они не очень популярны, авторитетны и электоральны.

Параллельно с перераспределением полномочий мы также должны проводить реформы в нашей избирательной системе. Это даст возможность проявить себя более динамичным и конкурентоспособным политическим игрокам. Кстати, этот процесс могли бы начать куда раньше, даже если бы за голоса электората состязались пропрезидентские политические партии. По крайней мере, это напоминало бы зарубежную практику, где даже внутри одной политической партии идёт конкуренция между её депутатами. Тогда бы наш Парламент не просто представлял власть, а нес интересы общественности снизу вверх и сверху вниз. Фактически это потребует глубокой политической реформы. В этом случае власть будет распределяться между Президентом, Премьер-Министром, Парламентом и Правительством. Правда, схема коллективной преемственности заработает лишь при условии соблюдения правил игры, Конституции и правовых норм. В случае нарушения баланса между этими игроками в связи с конъюнктурными интересами ни о какой политической стабильности речи быть не может.

Выходит, то заявление, что сделал глава государства, зародило ещё больше вопросов по поводу практической реализации реформы и роли Парламента, Правительства, а также подготовки всей бюрократической машины для этих нововведений. Кроме того, нужно развивать низовую демократию на уровне местного самоуправления. Президент не раз сам высказывался о поддержке местного самоуправления со стороны государства. И насколько знаю, в этом году могут принять определенные законодательные изменения для децентрализации на местном уровне. Таким образом, акиматы могут получать больше финансовой помощи для решения местных проблем. Также важно принять закон о местном самоуправлении. Его отсутствие мешает быстро и оперативно решать локальные проблемы. А ведь именно назревание локальных проблем в последующем приводит к громким взрывам социального характера. Только когда будут развиты местное самоуправление и баланс между политическими игроками, мы сделаем прорыв!

Марат БАШИМОВ, директор экспертного Института европейского права и прав человека, заместитель руководителя Экспертной комиссии по правам человека при Президенте РК, доктор юридических наук:  

- Изначально, в ходе переходного периода, у главы государства Нурсултана Абишевича была суперпрезидентская власть. На нём было замкнуто очень много функций, которые при других обстоятельствах исполняли бы другие госструктуры. В переходный период это было необходимо, нужно было срочно выйти из экономического кризиса и быстро принимать решения, а сейчас, когда государство устоялось, каждый должен отвечать за свои сферы. Между тем у нас произошёл перекос власти. Хотя в Конституции РК написано, что только народ является источником власти и избирает своих представителей. Но депутаты, которых избрали казахстанцы, практически ничего не решали. А у Парламента всегда должно быть больше полномочий, чем у остальных ветвей госуправления. Иначе пострадает эффективность законопроектов и контроль за исполнительной властью.

Рассмотрим нашу партийную систему. Парламент избирается, но вскоре министры работают сами по себе, депутаты – сами по себе. Причём полномочий у Правительства больше. Далеко не надо ходить, возьмите любое мероприятие – кто сидит в первых рядах? Члены Правительства. И где-то на задворках виднеются Парламент и Конституционный совет. Даже по рассадке видно, кто в доме хозяин. А в итоге теряется связь с народом. Сейчас мы возвращаемся к первоначальной политической модели, когда Парламент будет формировать Правительство и контролировать его деятельность.

В наши дни ужесточаются требования и к судебной системе. И если ещё недавно каждый гражданин считал, что лучше обратиться к главе государства, чем в суды, сейчас такого не должно быть.

Теперь касательно поправки к статье 26 Конституции РК, которая породила волну возмущения в обществе. Её смысл серьёзно расходится со значением Земельного кодекса РК. И никто толком из Парламента и Правительства это не комментирует. А должны дать чёткое разъяснение, что в Казахстане землей никто, кроме граждан  нашей страны, владеть не может.

Леонид ПИТАЛЕНКО, заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана, руководитель Белорусского этнокультурного объединения, депутат Мажилиса Парламента РК четвёртого созыва:

- Сегодня на всех уровнях казахстанского гражданского общества обсуждаются два очень важных, я бы сказал, исторических документа. Первый – это обращение Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева о конституционной реформе. В нём предусмотрена передача части полномочий Президента Правительству и Парламенту. И второй – это Послание главы государства «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». В качестве результата реализации первого документа мы ожидаем повышение ответственности всех уровней исполнительной власти за порученный участок работы, повышение эффективности управления экономикой и другими сферами жизнеобеспечения государства, расширение возможностей участия каждого гражданина в решении вопросов государственного управления. Что касается третьей модернизации, то речь о программе развития Казахстана на десятилетия вперед, и как сказал глава государства: «Она станет надёжным мостом в будущее». Послание затрагивает каждого гражданина нашей страны. Поэтому не случайно одним из его приоритетов является улучшение качества человеческого капитала, связанное со всеми остальными приоритетами. Хочется отметить, что оба документа казахстанцы восприняли одобрительно. Народ Казахстана сформирован как единое целое, он трудолюбив, доверяет своему лидеру, его реформам и готов включиться в работу.

Снимки предоставлены участниками опроса