НАШОТВЕТ«ЕЛКАМ»

На киноэкраны страны вышла «народная комедия» Аскара Бисембина «Наурыз.KZ». Мы узнали все подробности со съемочной площадки

«Весна –  прекрасное время года. В Алматы распускается сирень, В Астане – парламент. Из-под снега появляются первые автомобили»,– молвит голос за кадром, пока на экране показывают Алматы с высоты птичьего полета. Аэропорт южной столицы. Сборная Казахстана по футболу собирается на игру с Германией. Тренер ругает подопечных за то, что проиграли Люксембургу и другим «футбольным карликам», приглашая старика-волшебника в чапане, чтобы тот сотворил чудо и дал футболистам волшебную силу. Однако в самый ответственный момент между колдуном и спортсменами проезжает торговец браслетами, которые и получают волшебную силу. Теперь это не просто банальные сувениры, а ценные артефакты, которые рано или поздно попадают в руки героям всех пяти новелл. Правда, никто из персонажей даже и не догадывается о том, что эта безделушка умеет исполнять желания.

Такова завязка новой отечественной комедии «Наурыз.KZ», стартовавшей в прокате 16 марта. Картина, отснятая за 26 смен (чуть больше месяца), рассказывает истории, знакомые каждому казахстанцу, вне зависимости от возраста. Студенты и пенсионеры, бизнесмены, акимы и простые жители аула, звезды эстрады и непризнанные гении – каждый хочет любить и быть любимым, чтит традиции, мечтает о чем-то сокровенном. Создатели фильма подчеркивают, что это – народная комедия.

- Мы старались сделать фильм для более широкой аудитории. Поэтому роль звезды у нас играет Марат Омаров, а не Кайрат Нуртас или Торегали Тореали. Я уважаю этих артистов, но в случае с фильмом перечеркивал маркетинговые решения в пользу идеи о близости героев разным поколениям зрителей. Для нас главным был критерий, чтобы зритель не напрягался, а с легкостью понимал, о чем идет речь. Например, мы хотели показать тот же Шымкент так, чтобы всем понравилось. Региону есть, чем гордиться: традиции, много друзей, гостеприимство, надо было об этом сказать. И это так! Ты приезжаешь в Шымкент, и реально не тратишь ни копейки из того, что у тебя есть. Потому что тебе там не позволят это сделать, – рассказал режиссер фильма Аскар Бисембин.

За сценарий отвечало сразу три человека. Аскар Бисембин отмечает, что каждый автор вначале сосредоточился на определенных сюжетных линиях, которым отдавал все силы. Василий Земзюлин из Москвы сделал истории про тинейджеров и пенсионеров, Николай Пак отвечал за длинные монологи и диалоги, стараясь добиться максимальной искренности. Сам Аскар Бисембин также принимал участие в создании сценария и отвечал за все остальные сюжетные линии. Впрочем, после выполнения своей части работы сценаристы, по словам Аскара, читали работы друг друга, контролируя творческий процесс.

- Снимали в Алматы, Шымкенте, в областях, немного в Астане. Выбросили 20 минут материала, хотя я стараюсь выбросить все лишнее еще на этапе написания сценария. Перед самым началом съемок хотел вычеркнуть еще страниц 15, но смог убрать только 5, – вспоминает режиссер.

Фильм богат яркими моментами. Например, мастер-классом для парней по соблазнению девушек от студента-соблазнителя Жана (роль исполнил Шарип Серик) или добрыми скетчами от стариков Жаке и Саке (Саят Мерекеулы и Анатолий Креженчуков). Но наиболее запоминающимся фрагментом можно считать эпизод, когда заслуженный артист Казахстана певец Марат Омаров прямо во время концерта в ауле в буквальном смысле провалил свое выступление, упав со сцены.

- На съемках этот трюк с падением со сцены проделал мой дублер. Так что, я никак не пострадал. Тем не менее, народ – простые жители, участвовавшие в массовке, переживали за меня, звонили без конца, пытались выяснить, в какой больнице лежу, какую ногу сломал, когда можно навестить. Они думали, что во время съемок я концерт буду давать, а тут бах – и я упал. Люди не заметили подмены на дублера. После окончания съемок я пообещал дать им благотворительный концерт, уже выступил один раз. Скоро еще поеду, – говорит Марат Омаров.

Среди основных трудностей почти все участники проекта называют невероятную жару. Съемки проводились летом, хотя, по сценарию, действие происходит ранней весной. Поэтому певцу Кенталу, сыгравшему в фильме роль акима, и почти ста жителям аула, задействованным в массовых сценах, пришлось в 30-градусную жару ходить в плащах, куртках и костюмах.

В целом по жанру фильм напоминает такие узнаваемые картины, как «Реальная любовь» Ричарда Кертиса и «Елки» Тимура Бекмамбетова. Не боялись ли авторы сравнений?

- Перед тем как начать, мы с Аскаром спросили друг друга о том, есть ли то, что мы можем сказать, такая тема, какой еще не было на национальном рынке. Взяли сложный жанр с множеством актеров. Да, это сложно, но мы постарались сделать так, чтобы история была ясна всем возрастам. Хотели вначале сделать новеллы про Новый год, но не стали повторять путь Бекмамбетова, решили, что у нас в Казахстане свои традиции. Праздник Наурыз празднуют 200 миллионов человек во всем мире. Так почему бы о нем не снять фильм? Тем более что мы рассказали истории совершенно разных людей, проживающих в нашей стране,– говорит продюсер фильма Олег Головашкин.

Создатели «Наурыз.KZ» уже вынашивают планы о продолжении истории. Авторы сценария обещают исправить моменты, которые не удалось реализовать сейчас, но пока держат в секрете, какие из пяти представленных историй получат развитие.

Альберт АХМЕТОВ,

фото Евгения Морозова,

 кадры из фильма предоставлены съемочной группой «Наурыз.KZ»