СМИРУПОНИТКЕ

У вас есть идея, но нет средств на её реализацию? Специально для таких случаев презентована краудфандинговая онлайн-платформа Starttime.kz, позволяющая казахстанцам в короткий срок собирать средства для запуска бизнеса, на благотворительность и социальные проекты.

Слово «краудфандинг» (от англ. crowdfunding) пришло в Казахстан из Европы. В 1997 году поклонники британской рок-группы Marillion без какого-либо участия самой группы организовали и провели интернет-кампанию по сбору средств для финансирования музыкального тура группы по всей территории США. Им удалось собрать 60 000 долларов. Позже группа использовала этот метод для записи и продвижения нескольких своих альбомов. Так появился краудфандинг– способ коллективного финансирования проектов, при котором деньги на создание продукта поступают от потребителей (вкладчиков). Этот способ позволяет заранее изучить аудиторию и оценить ценность идеи.

- Краудфандинг – молодое направление в Казахстане, – говорит генеральный директор ТОО «Mediacast», сооснователь краудфандинговой платформы Starttime.kz Нурлан Сейтказин. – Казахстанская краудфандинговая платформа Starttime.kz заявила о себе 1 ноября 2016 года. И с этого дня начались первые денежные сборы. В мире этот инструмент представляет собой мощный двигатель рекламы, маркетинга и пиара, ну а главное его преимущество – сбор средств на реализацию задумки. Платформа позволяет авторам обойти бюрократию, сэкономить на банковских процентах и начать своё дело быстро и легко. Главное условие – хорошо написать проект и достучаться до бэкеров! Сегодня краудфандингом пользуются известные продюсеры, режиссёры, драматурги, идейные, талантливые люди и просто авторы, которые верят в свой проект! Не секрет, как работает аналогичная и популярная американская платформа Kickstarter.com, которая придерживается золотого правила: всё или ничего. Размещая проект на кикстартере, автор не имеет права на провал – либо он уйдёт с деньгами, либо он не получит ничего. Но так и рождаются сильные амбициозные проекты. Очень интересно наблюдать за российской платформой planeta.ru. С таким авторским контентом можно открыть телевидение. Театральные постановки, музыкальные группы, киностудии пытаются собрать деньги на свои проекты. Большинство из них уходят с деньгами и возвращаются с новыми идеями. Я очень рад объявить, что в Казахстане появилась своя платформа, и буду безмерно рад, если мы поможем множеству авторов.

В числе проектов Starttime.kz уже присутствует сбор средств для издания музыкального пособия для детей, патронаж ветеранов – участников ВОВ, благотворительный «Алматы Марафон» и многие другие. Онлайн-платформа помогла собрать 1 141363 тенге для первой коллекции вязаной одежды казахстанской марки DNKCODE Knitwear, 300429 тенге–для творческой мастерской при центре АРДИ, 260629 тенге – для выпуска музыкального пособия «Анника в стране музыки»…

«Однажды в моей голове закрутилась концепция дизайна одежды о кочевниках Великой степи. Она вертелась и не давала мне покоя долгое время. Вскоре я воссоздала этот образ. Он приобрёл сумасшедший спрос среди европейских модниц. Приобретая такую одежду, покупатели задавались вопросами об истории казахов-кочевников. Так возникла идея популяризации коллекции на международном уровне, в европейских концепт-сторах. Моя цель открывать за рубежом Казахстан через коллекцию одежды «Кочевники Великой степи»! Для реализации задуманного мне необходима сумма на покупку пряжи в размере 2-х миллионов тенге.  Данная сумма покроет часть расходов для презентации полной коллекции. Каждому вкладчику я подготовила вознаграждение. Одежда очень качественная, вязаные вещи могут быть практичными и стильными.  Я буду рада любой посильной поддержке»,примерно так обратилась к потенциальным вкладчикам на странице Starttime.kz дизайнер и автор марки вязаной одежды ручной работы DNK CODE Knitwear Диана Утемисова. Время и накопленная сумма показали, что многим идея девушки пришлась по душе.

На Starttime может быть выставлена любая социальная, коммерческая или благотворительная идея. Вкладчикам Starttimeтакже приносит пользу. Они выходят на прямой контакт с авторами проекта, могут задать им вопросы, организовать сотрудничество и сделать заказ. Или даже стать участниками творческого процесса, на который по каким-либо причинам не решились бы сами. Некоторые получают уникальные нематериальные вознаграждения напрямую от авторов (например, авторский диск от музыкантов или посещение бэкстейдж после концерта). Для начального бизнеса Starttime – одна из возможностей протестировать продукт без предварительных затрат, понять спрос и провести предпродажи.

- Starttime на сегодняшний день имеет 6 проектов, из них два проекта уже завершили сборы, – делится проектный директор платформы Азиза Утегенова. – Прежде чем начать работать в этом направлении, мы собрали информацию о краудфандинге в Казахстане. Понятно одно: краудфандинг пришёл, и ему нужен профессиональный партнёр. Так была сформирована команда из маркетологов, юристов и бухгалтеров, а также кураторов, которые занимаются поиском интересных проектов. Когда меня спрашивают, чем мы отличаемся от американских или российских платформ, я говорю так: «Мы – другие!» Вместе с тем у нас есть то же требование к проектам – они должны быть настроены на благо общества.

Конечно, возникает вопрос: зачем обращаться к Starttime, если деньги можно собрать и на своём сайте? Сайт – не просто место для размещения объявления, а целая команда, готовая помочь новичку впривлечении аудитории. У проектов Starttime есть персональные кураторы, поддерживающие и консультирующие авторов в продвижении проектов. Кроме того, сервис оказывает информационную поддержку проектам, еженедельно рассылая обзор Starttime подписчикам.

- С открытием краудфандинговой платформы мы поняли, как расширили горизонты своей помощи. Зашёл на сайт платформы, выбрал проект, внёс средства, и сделал добро. Но нам и этого мало, за добро, по правилам краудфандинга, вы ещё получаете и вознаграждение от автора. Это отличный современный инструмент милосердия и добра. Я очень надеюсь, что вместе мы сделаем краудфандинг популярным в Казахстане! – считает президент ОФ «TS Charity Foundation» Зухра Оразова.

Starttime.kz передает авторам все собранные средства, даже если это всего 51% от заявленной суммы. Участники имеют возможность продлевать срок проведения проекта ещё на 90 дней, а вкладчики могут поддерживать несколько проектов, приобретая вознаграждения разных авторов.Заявить о своём проектена Starttime может лишь гражданин Республики Казахстан, достигший 18 лет и имеющий действующий счёт в банке, или компания, следующая условиям Starttime. Заявки принимаются на творческие и социально-значимые идеи всех сфер деятельности, не нарушающие авторских прав и свобод других граждан, а также не противоречащие законодательству Республики Казахстан. В случае успешного завершения проекта сервис удерживает с проекта комиссию в размере 15% от собранных средств. Если автор проекта – физическое лицо, то из собранной суммы в государственный бюджет перечисляется налог от дохода физического лица согласно налоговому законодательству Казахстана.

Анель УТЕГЕНОВА,

фото Бориса БУЗИНА