МУШЕЛИНАШЕЙЖИЗНИ

Так повелось, что люди придают особое значение «круглому» возрасту – 20, 30, 40, 50, 60, 70, 75 лет и так далее. Проводят все возможные юбилейные торжества, накрывают щедрые дастарханы, приглашают гостей… Хотя на самом деле эти даты не в полной мере соответствуют реальным этапам человеческой жизни, ступеням биологической и социальной зрелости, а также закономерностям возрастной  физиологии и психологии.

С некоторых пор мы стали понимать, что к истине ближе восточный календарь, чей полный цикл состоит из 12 лет. Он ориентирован на движение планеты Юпитер, которая проходит свою орбиту за 12 лет. И каждый год из этих  двенадцати в восточном календаре имеет свое символическое название какого-либо животного. Сейчас мы хорошо знаем все эти названия и их последовательность в календаре. Например, сейчас на дворе согласно казахской традиции властвует год Курицы, а до него был год Обезьяны, а ещё раньше – год Овцы и так далее. Впрочем, у разных народов представления о человеческом возрасте складывались по-разному, и при кажущейся банальности эта тема волновала людей во все времена. По этому поводу В.Г.Белинский утверждал: «Человек имеет свои эпохи возрастания, не сообразуясь с которыми, можно затушить в нем всякое развитие».

Психофизиологические перемены от одной ступени жизни к другой видны, как говорится, невооружённым глазом. Существует коррелятивная связьмежду возрастом человека и его темпераментом, типом характера и стилем поведения.В оптимальных условиях характер у молодых людей в подавляющем большинстве случаев формируется к 17 годам.Становление личности наступает к 25 годам. Трём типологическим группам характеров соответствуют три ключевых периода жизни: импульсивному– молодость, конформному – зрелость и критичному – старость. Импульсивный тип – напористый, активный, энергичный. Конформный – гибкий, податливый, осторожный. Критичный – принципиальный, придирчивый, рациональный.Поскольку это модель, то здесь речь идёт о тенденциях, и границы возрастных периодов и этапов условны с незначительными колебаниями.

ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА. Самому экспрессивному, то есть крикливому, шумливому, слезливому и истеричному периоду жизни отводится всего один год, но это самый интенсивный временной отрезок молодости. В пору младенчества, всего 1 год от момента рождения ребёнок растёт и развивается чрезвычайно быстро, и эта пора – включая внутриутробный период, изучаемый самостоятельной наукой эмбриологией, – по своей значимости равносильна последующему 12-летию. Применительно к этому вопросу очень метко замечено А.Шопенгауэром: «Час ребенка длиннее, чем день старика!»

Особенность данного возраста удачно раскрыта С. Торайгыровым: «Вот я – младенец. Начинаю путь! Я – ангел. И не ведаю я стыд. Всегда я волен, и во всем я прав. Расту я по часам – мятежно и навзрыд!»

ДЕТСТВО. В детстве –с 1 года до 13 лет–самая высокая общая двигательная активность. Условно можно разбить его на три этапа: ясельный (1-3 года), детсадовский (3-7 лет) и младший школьный (7-13 лет), когда эмоциональность психики постепенно убывает, и динамизм младенчества становится уже более осознанным и менее подсознательным, чем прежде. Оригинально высказывание по этому поводу у Амброза Бирса: «Детство – это период жизни, промежуточный между идиотизмом младенчества и безрассудством юности; находится в двух шагах от греха зрелости и в трех – от раскаяния старости».

МОЛОДОСТЬ. В мобильной молодости – с 13 до 25 лет, – хотя высокий динамизм психики ещё сохраняется, но, тем не менее, малозаметно и исподволь подкрадывается пластичность психики. В эту пору прекрасно сочетаются два ценных свойства характера – импульсивность и конформность. Этот период тоже состоит из трех этапов: отрочество (13-17 лет), юность (17-21 год) и венец молодости (21-25 лет). Если на первом этапе преобладает динамизм психики, то на третьем уже превалирует её пластичность. Марк Твен говорил: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел».

По физиологическим и психологическим параметрам около половины общего развития умственных способностей у детей проходит в первые три года жизни, треть – между тремя и семью, остальное – между семью и семнадцатью годами. Не менее велико значение этих лет и для формирования эмоциональной сферы для всей последующей жизни. В идеале смысл жизни человека не в количестве прожитых лет, а в делах созидательных на благо другим.Так восторгался молодостью Омар Хайям: «Юность – птица: не помню, когда прилетала. И когда унеслась, легкокрылая, вдаль!»

ЗРЕЛОСТЬ. Она состоит из трёх периодов: начала зрелости, середины зрелости и конца зрелости. В зрелом возрасте –с 25 лет до 61 года – реакция организма, скорость психических процессов заметно уступают предыдущему периоду, но зато больше рационализма и уступчивости в стратегии поведения, чем в молодости. Человек становится более осторожным, сдержанным и внимательным, хотя и несколько уклончивым, начинает уверенно использовать собственный жизненный опыт. Когда наступает закат молодости, тогда приходит рассвет зрелости.

С этой высоты иронично воскликнул Анри Этьенне: «Если бы молодость знала, если бы старость могла!»

Период начала зрелости. Начальному периоду зрелости – 25-37 лет – в большей степени свойственно сочетание высокого динамизма психических процессов с гибкостью поведения, или, говоря иначе, налицо пластичное проявление психики. В творческом плане данный этап наиболее продуктивен. Именно в этом возрасте одарённые люди чаще всего испытывают взлёт необузданных интеллектуальных способностей. Ярким примером тому служат жизнь и творчество великих людей.

Не преодолели «роковой возраст» Нильс Абель (26 лет), М.Ю.Лермонтов (26),Ч.Ч. Валиханов (29),Брюс Ли (32), Александр Македонский (32), Ю.А. Гагарин (34), Вольфганг Амадей Моцарт (35).

Период середины зрелости. Для среднегопериода зрелости–37-49лет–в основном характерно компромиссное поведение. Это «золотая пора», когда человек накопил достаточно знаний, жизненного опыта, профессиональных навыков и достиг вершины своих потенциальных возможностей. Это пик социальной зрелости и служебной карьеры, возраст по-настоящемурасторопных лидеров.

В лучших традициях восточной мудрости рассуждал древнетюркский мыслитель Юсуф Баласагуни: «Сорокалетье — вот рубеж извечный. Попутный ветер был, теперь он встречный».

Не достигли полувекового возраста: Винсент Ван Гог прожил 37 лет, Артюр Рембо (37), А.С. Пушкин (37), Блез Паскаль (39), Эрнесто Че Гевара (39).

Период конца зрелости. Периодуполной зрелости, то есть солидному возрасту – 49-61 год–в большей мере соответствует всё ещё гибкое, но несколько вялое поведение, то есть субпластичность психики. По существу, это посткульминационный этап, когда человек становится уже менее убеждённым и более осторожным, чем раньше, обретает степенность и внешнюю солидность, начинает впервые ностальгически оглядываться назад, вспоминать невозвратимые годы юности, причём в каких-то случаях стараясь походить на импульсивных молодых людей.

На рубеже полувека жили на свете: Фома Аквинский прожил 49 лет, Джеймс Кук (50), Майкл Джексон (50), Наполеон IБонапарт(51), Жан-Батист Мольер (51), Онореде Бальзак (51), Уильям Шекспир (52), Рене Декарт (53).

ПРЕДСТАРОСТЬ. Тактичное поведение у людей пожилого возраста в 61-73 года. В это время человек склонен поучать других, мудрствовать, порою излишне. Иногда от этих «мудрецов» уходят даже собственные дети, так что старики невольно тянутся к внукам. С другой стороны, к этим годам люди действительно накапливают много знаний и большой жизненный опыт. Это почтенный возраст, и такие люди заслуживают уважительного отношения в семье и обществе. Но, будучи людьми «неофициальными», они выглядят со стороны несколько навязчивыми.

Зачислять всех людей этого и более поздних возрастов в разряд консерваторов несостоятельно. Консерватизм проявляется в людях всех возрастов и предопределяется не только психологическими особенностями. С ним не следует путать осмотрительность и осторожность.Их душевное состояние изнутри высветил 43-летний АБАЙ: «В кручине, в бессоннице ты весь поник. Гнев – горький яд, думы – желчь, ты уже старик!»

Прожили на свете: Георг Гегель 61 год, Андре-Мари Ампер (61), Луиджи Гальвани (61), Грегор Мендель (61), Эрнест Хемингуэй (61), Джованни Боккаччо (62), Роберт Оппенгеймер (62), Рембрандт (63), Франклин Рузвельт (63).

СТАРОСТЬ.Стабильно категоричнылюди старческого возрастав73-85 лет, когда человек становится замкнутым, вдумчивым и критичным – чаще, или самокритичным – реже. Характер всё больше обретает черты упрямого и убеждённого интроверта, то есть человек становится обращенным в свой внутренний мир. Высокий динамизм психической деятельности сменяется инертностью психофизиологических процессов. Это возраст мудрецов – людей рассудительных, их девиз – «семь раз отмерь и один раз отрежь!» Люди данной возрастной категории избегают шумных и веселых компаний, так же как и одежды ярких и броских расцветок. Они предпочитают уединение, критикуют всех, особенно молодёжь, за что их называют ворчунами. Об этом говорил великий персидский математик и астроном Хайям: «Старость – дерево, корень которого сгнил. Возраст алые щеки мои посинил. Крыша, дверь и четыре стены моей жизни обветшали и рухнуть грозят со стропил».

Значительно дольше прожили: Чарльз Дарвин 73 года, Ахмет Яссави (73), Говард Эйкен (73), Александр Флеминг (73), Джавахарлал Неру (74), Архимед (75).

ПРЕСТАРЕЛЫЙ ПЕРИОД. Сентиментальными бывают, как правило, престарелые людистарше 85 лет. Свойственный им депрессивный стиль поведения является зеркальным отражением экспрессивного младенчества с противоположным знаком, поскольку чрезмерно повышенная эмоциональность психики, угасая, сменяется на сенситивность, то есть на чувствительность и лёгкую ранимость, когда нет слёз на глазах, как это бывает у младенцев, но в некоторых случаях тайком плачет легкоранимая мнительная душа. Как писал Рудаки: «Да, был я молод и счастлив, имел все блага земли.  Недаром Саманиды меня высоко вознесли. Но годы весны сменились годами суровой зимы.Дай посох! Настало время для посоха и сумы».

Всё меньше тех, кому выпало долголетие: Бетти Фридан прожила 85 лет, Джеймс Мэдисон (85), Зельман Ваксман (85), Оскар Моне (86),Тереза Калькуттская (87), Габриэль Маркес (87), Маргарет Тэтчер (87).

Период престарелого возраста начинается в 85 лет, и от этой вершины до 100 лет уже остаётся чуть больше одного «круга» –12-летнего сегментного цикла. Это удел глубокой старости. Удел не из лёгких и не из простых, считал Омар Хайям: «Книга жизни моей перелистана – жаль! От весны, от веселья осталась печаль».

По гипотезе геронтологов, максимальная продолжительность жизни может достигать и 125 лет, а по Библии – 120 («И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть, пусть будут дни их 120 лет» (Бытие, 6:3).

Сами же периоды жизни довольно точно укладываются в 12-летний цикл восточного календаря, где каждый круг означает «сегмент». И если следовать этому исчислению, легко вычислить, что пик социальной зрелости приходится на 43-й год жизни, а зрелость завершается в 61 год, период старости начинается с 73 лет. Видимо, по этой причине японцы и корейцы отмечают 1 год и справляют юбилей в 61, не признавая «нулевых» и «пятерочных» дат.

Символично, что детство завершается примерно в 13 лет, когда начинается физиологическая зрелость, одним из важных критериев которой является начало половой зрелости. Молодость завершается в 25 лет, и это не просто четверть века, а пик биологической зрелости, за которой следует уже социальная зрелость, когда человек способен принимать самостоятельные решения, поскольку мозг уже обладает достаточным набором нужной и полезной информации для этого. Перешагнув этот рубеж, отговорил милым языком сверстников Сергей Есенин: «Я полон дум о юности веселой, но ничего в прошедшем мне не жаль».

Снижение ценза совершеннолетия молодёжи, то есть выхода её из-под влияния родителей, с 21 года до 18-19 лет является проявлениемсовременной динамичной эпохи. Однако осознают ли дети и их родители, что старше 13 лет они уже не маленькие, то есть не дети? Понимают ли сами молодые люди и их близкие, что в 25 лет они уже переступили порог зрелости? Кем человек считает себя в 50 лет – молодым, зрелым или стариком? А после 61, за 73? В повседневной суете мы не придаём этому большого значения, и во многих семьях столь важный вопрос всерьёз не рассматривается. В результате получается: и в 40 лет – юнцы, и в 20 – дети, и в 50 – старики. Вольтеромне случайно сказано: «Тот, кто не ведет себя соответственно своему возрасту, всегда расплачивается за это». Родители часто снижают требования к своим наследникам, жалея их, лелея просто безо всякого на то основания. Это не что иное, как медвежья услуга, в результате чего нередко вырастают безответственные великовозрастные детины. Отсюда до иждивенческой психологии лишь один шаг.

И индивиду, и обществу в наибольшей степени важен период зрелости, особенно его первый этап, приходящийся на годы становления личности (25-37 лет), который выделяется у всех народов. Тут очень важно отличать взрослость от псевдовзрослости, когда едва вышедшие из подросткового возраста юноши или девушки, чтобы казаться независимыми, ведут себя нарочито свободно, дерзко, а порою агрессивно. Критерием социальной зрелости считается освоение молодым человеком какой-то совокупности социальных ролей, которые характеризуют взрослого. На подобную крайность в своё время обратил внимание Омар Хайям: «Тот, кто с юности верует в собственный ум, стал в погоне за истиной сух и угрюм. Притязающий с детства на знание жизни, виноградом не став, превратился в изюм».

Каждый человек растёт и развивается, а затем стареет незаметно для окружающих, и это вполне естественно. Поэтому границы возрастных периодов размытые. Обычно мы говорим: 2-3 года – пора ребёнку идти в садик, 6-7 лет – в школу, 17-18 лет – пришло время продолжить учебу или начинать работать. Эти стандарты общество освоило давно, и тут особых проблем нет.Другое дело в отношении к последующим возрастным периодам, когда таких общепринятых критериев нет. У нас от 17 до 63 лет, кроме круглых дат, не имеется общепринятых жизненных этапов, что зачастую приводит к путанице. Дети, родители, педагоги и в целом общество на этом фоне зачастую снижают требования к человеку. Хотя говорим мы часто: «Тебе столько лет, а ты ещё ребёнок!» – это чаще звучит неубедительно, голословно, так как не аргументировано в виде социальной нормы. Поэтому нужно выработать единый стандарт по возрастам с учётом достижений геронтологии, чтобы люди знали, на каком этапе жизни они живут, учатся или трудятся.

Ахмет ДЮСЕНБАЕВ