ЦЕНУДИПЛОМАОПРЕДЕЛЯЕТРАБОТОДАТЕЛЬ

«За четверть века независимости я не видел в деканатах университета либо в аудиториях ни одного отечественного предпринимателя или его кадровика, подыскивающих себе будущих специалистов», говорит доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга КазНУ имени аль-Фараби  Ержан ЖАТКАНБАЕВ.

Дипломированная безработица

- Ержан Байгожаевич, выпускников вузов сегодня всё больше, а спрос на них всё меньше. Хотя ещё лет двадцать назад такого понятия, как «дипломированная безработица», не было.

-Причина – в громадном дисбалансе между выпуском и потребностью по тем или иным специальностям. Лозунг нашей рыночной экономики – «Учись, где можешь и хочешь, работай там, где найдёшь вакансию». При этом вакансиичасто держат незаполненными, на всякий случай или экономя средства фирмы. Да, в советское время безработных выпускников не было и не могло быть по логике планового хозяйства: ведомства заранее, до набора студентов в вузы, формировали заказы предприятий и учреждений на молодых специалистов на предстоящие пять лет. По окончании учёбы комиссии распределяли выпускников по всей стране, независимо от места проживания родителей, жены или мужа, причёмнередко в богом забытые малые города и веси. Конечно, сегодня эта система идеализируется, и ныне ни вуз, ни государство не могут себе еёпозволить.

- Но тогда и вузов было в десятки раз меньше.

- В канун обретения независимости их было 55, из них два университета – в Алматы и Караганде, остальные – узкопрофильные институты:19 готовили учителей, более 15 – инженеров и технологов, 6 – специалистов сельского хозяйства и 4 – врачей; было 2 института искусств, в том числе консерватория, институт физкультуры, Нархоз… Однако эти же вузы в конце 80-х стали увеличивать приём студентов, и встревоженный Совет министров Казахской ССР в июле 1991-го принял специальное постановление о поэтапном сокращении приёма в вузы. В нём говорилось: «Проводимая до последнего времени практика наращивания приёмов в высшие учебные заведения при отсутствии чётко отработанной системы договорных отношений между учебными заведениями, предприятиями и организациями привела к большой напряженности в трудоустройстве молодых специалистов». Но вскоре, как известно,свои законы стал диктовать рынок, и документ канул в Лету.

А сейчас по числу студентов на десять тысяч жителей наша страна опережает Германию, Японию, Великобританиюи находится на одном уровне с Норвегией и Канадой, уступая лишь России, США и ещё нескольким странам.

Кто ищет, тот найдёт

- Как решают эту проблему вразвитыхстранах?

-  В США, например, работодатели загодя отправляют своих кадровиков на нужные им факультеты, те отбирают самых лучших студентов, проводят с ними беседы, тестирование по стандартным вопросам и приглашают на оплачиваемую практику. По результатампрактики отбирают кандидатуры и предлагают им работу по окончании обучения. Причём после зачисления на работу молодых сотрудников отправляют на двух-трёхнедельное обучение на конкретное рабочее место. В Германии этот процесс построен по-другому, так как сам процесс обучения выстроен несколько иначе.      

 - Предприниматели часто жалуются на уровень подготовки выпускников, мол, приходится переучивать их с нуля, возиться и прочее.

 - Да, в этом они единодушны. Но вместе с темза четверть века независимости я не видел в деканатах КазНУ, либо в аудиториях ни одного отечественного предпринимателя илиего кадровика, подыскивающих себе будущих специалистов. А ведь именно выпускники отечественной высшей школы Казахстана вложили немало усилий в те достижения страны, которыми мы ныне гордимся. Да, в государственный аппарат привлекали советников из МВФ, ВБ, ЕБРР, но всю черновую и конкретную работу выполняли выпускники  вузов Казахстана, включая Президента нашей страны.

Не раз говорилось о том, что предприятиям, принявшим на работу выпускников вузов и ссузов, надо предоставлять налоговые льготы. Далее, уже старшеклассников надо информировать о дефиците кадров в тех или иных отраслях. Не мешало бы ввести мониторинг трудоустроенных выпускников и по этим данным составлятьрейтинги вузов.Помимо качества образования требуют решения вопросы стоимости обучения. Надо отслеживать, чего, собственно, ждут от вузов предприниматели, и корректировать в связи с этим учебные планы и многое другое. Но нельзя утверждать, что государство ничего не делает.

Научный подход к кадрам

- Например, несколько лет назад МОН оптимизировал количество вузов.

- Было закрыто несколько десятков, ужесточен приём, в том числе в колледжи и профлицеи. Правда, по ходу выяснилось, что владельцами многих вузов оказались влиятельные чиновники, депутаты и так далее, и это затормозило оптимизацию.

Сегодня, на фоне перехода к четвёртой промышленной революции, мы должны чётко определить требования к ключевым компетенциям бакалавра: что он должен знать, уметь, виды и функции его профессиональной деятельности по окончании учёбы. И в этом плане МОН РК проделана очень большая работа. В частности, создан Перечень квалификаций и должностей, где на основе требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих показаны  первичные должности, которые могут занимать бакалавры без предъявления требований к стажу работы, например. Там же дана квалификационная характеристика бакалавра, где показаны сферы, виды, функции, типовые задачи и содержание профессиональной деятельности выпускников.

В связи с перечнем, а также из-за необходимости международного признания дипломов в КазНУ перешли наКлассификатор видов экономической деятельности, принятый в странах Европейского союза.Перечень квалификаций и должностей чётко определяет, что, допустим, по специальности «юриспруденция» по окончании обучения выпускнику присваивается степень бакалавра юриспруденции, а будущие позиции определяются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих. Кроме того, в перечне чётко и ёмко определяются сферы, объекты, предметы, виды и функции профессиональной деятельности. Так, например, говорится, что бакалавры юриспруденции могут выполнять организационно-управленческую деятельность в государственных органах и организациях, правоохранительную деятельность в органах внутренних дел, финансовой полиции, национальной безопасности, прокуратуре, судебных организациях, а также консультационную и педагогическую деятельность в учебных заведениях, дающих среднее и среднее профессиональное образование.

По специальности «философия» бакалавры реализуются в  организационно-управленческой, координационной, консультационной, образовательной и научно-исследовательской сферах. Если здесь авторы ограничились простым перечислением видов деятельности, то по специальности «государственное и местное управление» все эти виды подробно раскрываются. Например, в производственно-управленческой деятельности указывается: прерогативой бакалавров являются вопросы, «связанные с процессом государственного и местного управления, в том числе и управлением производством. Прямыми должностными обязанностями выпускников по данной специальности является создание эффективной системы управления народным хозяйством, его отраслями и регионами».  Перечень квалификаций и должностей поможет,такимобразом,сбалансировать количество выпускников с потребностями общественного производства.

Учитесь дальше, бакалавры!

- В вашем университете есть специальное подразделение по трудоустройству выпускников. Успешно ли оно действует?

- В течение всего года оно поддерживает связи с фирмами, учреждениями на предмет их потребности в молодых специалистах. Эти сведения спускают в деканаты факультетов, а те – совместно с кафедрами – стараются организовать студентам и выпускникам производственную практику с последующим трудоустройством.

Думаю, стоит перечислитьвсе направления, возможно, они будут полезны другим вузам:

- внедрение  плана индивидуального карьерного роста каждого обучающегося с включением практики как элемента профессонального  развития;

 - согласование образовательных программ университета  с профессиональными сообществами;

- организация дополнительных  тренингов по востребованным навыкам (лидерские навыки, компьютерная грамотность, знание иностранных языков), семинаров, информационных сессий от работодателей и т.д.;

- увеличение доли заключенных договоров о прохождении практики с последующим трудоустройством выпускников;

- внедрение механизма гибкости сроков прохождения производственной практики;

- увеличение контингента обучающихся по программам целевой подготовки кадров;

- расширение стипендиальных программ с работодателями с последующим трудоустройством;

- увеличение до 20% преподавателей-практиков, привлекаемых к проведению лекций.

Что касается конкретных результатов. Оказалось, магистранты трудоустраиваютсялучше, чем бакалавры: например, по специальности «физика» в первый же год после окончания 95% магистрантов нашли работу, абакалавров – 85%. По специальности «биотехнология»трудоустроенность магистрантов – 100%, а бакалавров – только 63%. То есть работодатель заинтересован в более подготовленных кадрах. Соответственно, после бакалавриатамолодёжь стремится обучаться дальше (45%). Это очень высокий показатель.

Трудоустраиваемость докторантов составляет 100%, более того, региональные вузы пытаются их «завербовать» ещё в начале обучения. Кроме того, региональные вузы направляют своих специалистов целевым образом с твёрдой гарантией дальнейшего трудоустройства.

Наш университет отслеживает потребности общества в кадрах. В последние годы особо востребованными стали специалисты в области религиоведения, в частности, религиозных течений. Интерес к ним проявили правоохранительные органы, и их смог предложить только наш университет. Таких примеров много: в области физико-технических наук, космической промышленности, биомедицины, биоинженерии… В среднем показатель трудоустройства составил около 89%. Это один из самых высоких показателей по стране.

Сегодня каждый факультет в принципе имеетсвой круг традиционных работодателей:это уже наши партнёры, друзья, многие – наши выпускники. Среди них есть иностранные компании, такие как «Шеврон», «КарачаганакПетролиумОперейтинг», «Кодак», Исламский банк развития и другие.

 Алипа УТЕШЕВА