ЧЕЛОВЕКИПРОСТРАНСТВО

Профессиональное пластическое искусство Казахстана, как и ваяние, утвердилось еще в советский период в лице выпускников лучших художественных вузов Москвы и Ленинграда. Они явили свой расцвет в нескольких поколениях мастеров, начиная с патриарха казахской скульптуры Хакимжана Наурызбаева – создателя первых монументальных памятников Абаю Кунанбаеву, Чокану Валиханову, Мухтару Ауэзову. И любимым последователем и учеником мастера был Толеген Досмагамбетов, чьи сыновья, в свою очередь, унаследовали страсть к творчеству.

Именно это и продемонстрировала большая ретроспективная выставка молодого скульптора Даурена Досмагамбетова «Скульптура в пространстве» в выставочном зале Музея искусств им. Кастеева. От первых годов XXI века и по сей день –  диапазон времени, в котором создавались работы. Интересно решен интерьер экспозиции. Стены с планшетами архитектурных памятников и фрагментов европейского искусства органично соседствуют и оттеняют камерные произведения скульптора, настраивая зрителя на эмоциональную волну, позволяющую «прочитать» насыщенную экспрессией жизнь представленных персонажей.

Известно высказывание французского художника: «В каждом произведении мы говорим о себе». Да, о себе и о своём времени. Это проявляется в образах Даурена Досмагамбетова, представляющих программные, принципиально важные установки его творчества.

Конечно, речь здесь идет о человеке – нашем современнике, герое дня сегодняшнего. Из этих автопортретных образов особо выделяется один. Он доминирует во всей экспозиции и воспринимается монументально при всем изяществе и камерности объемов. «Аллегория музыки» – это взлетающая над окружением фигура обнаженного молодого человека, играющего на флейте (или свирели?). Легкость и раскованность движения дает тот импульс радости и откровения, что открывает артистизм автора и замечательное владение материалом. Философия жизнеутверждения и открытость миру – важнейшие черты молодого мастера.

А ведь он искал себя в  работе, совместно с родителями, над большими формами, такими как памятник академику Сатпаеву в Алматы. Но вскоре стал говорить своим голосом, нашел свой стиль. В камерной скульптуре улыбчивого мальчика-ангела, прочитывается нежность автора, его мечта о гармонии и, вместе с тем, размышления о смысле бытия.

В анималистической серии через «настроение» животных высвечивается полное горьких аналогий размышление о герое сегодняшнего дня – бездуховном, безжалостном, зацикленном на себе и земных благах. Все эти быки, носороги, койоты олицетворяют аналогию с миром нашим, человеческим. Ещё в композиции «Мне бы в небо» Даурен погружает нас в мир несбывшегося. Сильный и могучий бык взвился в прыжке, но… не смог осилить земное притяжение. И такая горечь, и досада, и страсть в этом существе, рвущемся в полет, что невольно ему сочувствуешь.

Этот мятущийся дух, полный тоски и стремления  небу, пронизывает и бронзовых «Безрукого ангела» (2010), и «Лучника» (2016), и «Горожанина-I» (2017), и «Одиночество» (2008), и композиции из шамота – «Душа быка» (2002), «Коррида» (2001). Есть в этих работах важное качество – беспрестанный поиск совершенной формы, которая воплотит в себе сокровенную мысль и пульсирующее чувство сопричастности к чуду бытия.

Образ женщины в творчестве Даурена Досмагамбетова далек от лирических превозношений. Хотя два «портрета художницы» 2001 года, исполненные в шамоте, отличаются от других тонким и легким проникновением в образ.

Но большинство композиций,  такие как бронзовая «Изольда» (1999 г.), каменная фигурка из средневекового эпоса «Падшая женщина» (2008), «Восточный шелковый халат» (2017), «Вздох» (2017),  «Жена моя» (2012), «Дочь» (2012), исполнены столь жесткого напряжения и едва сдерживаемой ярости, что содержание соотносится с душевным миром автора, его миром далеких от облаков ангелов. Но при этом в портрете жены за намеренной откровенной обнаженностью некрасивого лица прочитывается облик натуры сильной и близкой художнику. Параллели с немецким экспрессионизмом в стоящих, сидящих, наклонно летящих фигурках женщин, мастерски переданных в тонированной бронзе, – отражение представлений Даурена Досмагамбетова о вершинах и пропастях женского естества, чуждого намеренной экзальтации или притворству.

Но вот мы останавливаемся у композиции из пластика, выполненной совместно с Азаматом Таби. «Государство двоих» (2017) – это Он и Она, летящие в пространстве, две параллели-горизонтали, обнаженные и свободные, беззащитные и всесильные, открытые всему миру, как откровение любви.

Человек и пространство – это одновременно главная тема, то есть содержание, и внешняя форма скульптуры Досмагамбетова; и трудно сказать, что в ней первично, а что – вторично, где источник вдохновения молодого мастера. Впрочем, если бы ответы на эти вопросы лежали на поверхности, разве обладало бы творчество художника такой завораживающей, гипнотической силой?

Сауле БЕККУЛОВА, кандидат искусствоведения,

член Союза художников СССР

и Союза художников Казахстана,

фото автора