СЕКРЕТНЫЕМАТЕРИАЛЫ

Летите, голуби, летите!

Моё обращение к этой теме было вызвано заданием редакции подготовить интервью с руководством одного республиканского комитета. По привычке обратилась на сайт организации, которая по определению должна быть впереди всех прочих госорганов в использовании современных информационных технологий. Но задача найти электронный адрес комитета в интернете оказалась для меня достаточно сложной.

Да, вроде бы официальный веб-ресурс комитета располагает контактной информацией, но… Спустя неделю ожиданий выясняется, что почтовые ящики пресс-службы давно поменялись, а электронный адрес канцелярии содержит одну небольшую ошибочку. Эта опечатка стоила мне (и уверена, не только мне) немало впустую потраченного времени. Отправляю отсканированное письмо по указанному уже секретарем адресу. Снова неполадка. «Попытайтесь снова, возможно вам просто нужно заархивировать файлы!» успокаивает офис-менеджер. Но сжатую папку постигла та же участь. Разумеется, я пробовала отправлять письмо из разных мест и на другие указанные на сайте адреса госучреждения, но все безрезультатно. Решили с нашим секретарем прибегнуть к старому проверенному способу – факсу. Но и он у комитета, связанного с высокими технологиями, оказался недействующим. В итоге отправили письмо через Казпочту. Хотя шутники рекомендовали воспользоваться голубями.

И такие ситуации в моей журналисткой практике встречаются через раз. Целые акиматы, наверное, не желая того, дезинформируют граждан нашей, как заявляется с высоких трибун, технологически передовой страны и, будто играя с нами в прятки, скрывают свои данные за разными бюрократическими деталями.

Другая курьезная крайность связана с фанатичным рвением наших государственных лиц принимать обращения населения исключительно в официальные блоги.

- Однажды я направил жалобу на одно алматинское управление в курирующее его министерство по е-мейлу. Ответили, чтобы написал то же самое в блоге министра. А там нужна цифровая подпись, которой у меня нет. Для сравнения: я подавал жалобы в МВД России на российские сайты, которые крали у меня контент, также делал запрос о своих репрессированных родственниках через сайт ФСБ. Отвечали быстро и никакой цифровой подписи у меня не требовали. Наши же чиновники всячески стараются отгородиться от народа, - сообщает интернет-пользователь Алоис Назаров.

- Не раз сталкиваюсь с трудностями при работе с сайтом государственных закупок http://www.goszakup.gov.kz. А организациям людей с инвалидностью контактировать с ними и вовсе сложно. Ведь этот сайт абсолютно не адаптирован для людей с проблемами зрения. Один мой незрячий друг, допустим, не может самостоятельно почерпнуть из него важную информацию и оформить документы, поэтому для работы с этим сайтом он вынужден привлекать зрячих экспертов, - делится правозащитник Вениамин Алаев.

19 ноября 2016 года маркетинговое бюро DPR провело восьмой хакатон «Информационная доступность города», в ходе которого 15 человек – представителей общественных организаций, digital-компаний, а также частные лица посетили и проанализировали веб-сайты 60 государственных органов и коммунальных предприятий. Перепроверку данных производила Ассоциация казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции. Все страницы были оценены по 34 критериям. Из них 17 – обязательные  требования, предусмотренные Законом РК «О доступе к информации», другая половина – желательные технические критерии. И по результатам проверки вышло, что ни один из сайтов не дотягивает до требований законодательства и отстает по техническим критериям. Владельцы сайтов упускают такие детали, как возможность подписаться на обновления сайта и скорость его загрузки; домены сайтов госорганов часто зарегистрированы на физические или другие юридические лица. Кроме того, у них низкая видимость сайта для поисковых систем, отсутствует мобильная версия или адаптация сайта. Кроме того, моветоном в деловом мире считается указание на сайте неофициальной почты. Но наши государственные органы используют этот прием сплошь и рядом.

- Источник недоработок большинства государственных сайтов и их разработчиков надо искать в изначально слабых технических спецификациях, – отмечает Жанна Прашкевич, руководитель DPR. – Несколько лет назад в Казахстане выдвигалась инициатива по созданию единой технической спецификации сайтов государственных органов и подведомственных организаций. Однако ежегодно эти спецификации разрабатываются людьми, которые заостряют свое внимание лишь на дизайне и внешней оболочке веб-ресурса, упуская из виду техническую сторону его функционирования. Причин может быть несколько. В числе первых – некомпетентность исполнителя и дефицит времени на разработку техспецификации, вторая причина состоит в нехватке бюджета. Насколько знаю, на поддержку отдельных госсайтов выделяются мизерные суммы – около 20 тысяч в год. При таком раскладе ждать качества не приходится.

На самом деле, сайты госорганов и коммунальных предприятий должны быть в большей степени онлайн-справочниками, которые предоставляют информацию об услугах госструктуры, ее стандартах и инструкциях, дают компетентные ответы на часто задаваемые вопросы и периодически обновляются, особенно в части контактных данных. Дело в том, что такие работающие сайты имеют не менее 60% трафика из поисковых систем.

- В соответствии с Законом «О доступе к информации» существуют конкретные требования к содержанию госсайтов. И могу смело заявить, что пока я не встречал ни одного государственного органа, сайт которого соответствовал бы заданному уровню. На таких веб-ресурсах порой невозможно найти даже даже самого важного: контакты организации, нормативно-правовые акты и положения структуры. Также из виду упускается отчетность о рассмотрении гражданских обращений, информация о частых вопросах-ответах, статистическая, аналитическая сводка и нередко встречается устаревшая информация. С точки зрения удобства многие государственные интернет-источники тоже не соответствуют закону. Многие документы в них выложены в виде файлов Word или Excel, которые можно скачать лишь после регистрации и никак нельзя отыскать в поисковиках. По-моему, это явное неуважение к пользователям. Причем, органа, который курировал и мониторил бы деятельность всех наших госсайтов, нет. Я думаю, один из официальных интернет-источников, с которого можно брать пример – это сайт Верховного суда РК. Его наполнение отвечает всем требованиям закона, а информация на нем постоянно обновляется, – комментирует адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Джохар Утебеков.

 

Как бы чего не вышло?

Кому-то может показаться, что я утрирую проблему госсайтов. Но это халатное отношение официальных органов к гражданам неплохо демонстрирует теорию «разбитых окон», согласно которой попустительство общества или власти по отношению к мелким погрешностям провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьезных нарушений. Вы думаете, почему некоторые должностные лица игнорируют право граждан на информацию? А вот потому же, почему они не считают нужным ею просто делиться.

Еще один пример из практики. 24 марта 2017 года я отправила письменный запрос на интервью с председателем правления АО «Астана ЭКСПО-2017» Ахметжаном Есимовым (исх. № 2403-17). Через некоторое время мне пришел ответ от его первого заместителя и генерального директора Алишера Пирметова. В нем Алишер Хабибуллаевич сообщил, что в связи с плотным графиком организовать личную встречу председателя правления общества для интервью журналу нет возможности. Мы, разумеется, не сомневаемся, что все руководство «Астана ЭКСПО-2017» сейчас активно готовится к выставке. Как-никак грандиозное международное событие уже на носу. Но разве казахстанцы не имеют права знать, как идет подготовка к этому эпохальному событию, что называется, из первых уст?

- К сожалению, предоставление интервью журналистам и СМИ не закреплено законодательством РК как профессиональная обязанность государственных служащих, хотя п. 2 ст. 2 закона РК о СМИ обязывает государственные органы и их должностных лиц посредством СМИ обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации, – комментирует юрист фонда защиты свободы слова Ганна Красильникова. – Кроме того, за журналистом закреплено право посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами в связи с осуществлением своих служебных обязанностей. А согласно Закону РК «О государственной службе» ее основными принципами и обязанностями госслужащих являются: законность, приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства; эффективность, результативность, прозрачность в деятельности государственных органов, профессионализм государственных служащих; подконтрольность и подотчетность государственных служащих и т.п. (ст.4, 10). При непредоставлении информации закон предусматривает обращение с жалобой вышестоящий орган, прокуратуру и с иском в суд. Для госслужащих законодательством РК определена уголовная, гражданская, административная и дисциплинарная ответственность с учетом наступивших последствий.

 - Занятость, конечно, не может считаться уважительной причиной, –добавляет президент фонда Тамара Калеева. – Если чиновник хочет похвалить себя или свое ведомство, он всегда найдет время. Но наши служащие большей частью не имеют навыка общения с прессой (о чем, кстати, общаясь с подчиненными, постоянно говорит Генеральный прокурор РК), боятся, что не одобрит начальство и так далее, так что предпочитают не рисковать и уклоняются правдами-неправдами.

Анель УТЕГЕНОВА,

Фото скриншот ответа с АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» и раздела «Контактная информация» сайта https://kazcosmos.gov.kz/