КОСМИЧЕСКАЯГАВАНЬВХХIВЕКЕилиЧтовыхотелиузнатьокосмическойотраслиКазахстана

Космодром «Байконур», с которого стартовал в космос первый корабль с человеком на борту, уже четверть века является брендом Казахстана. Какую роль играет он в новом веке? На этот и другие вопросы мы получили ответы из Аэрокосмического комитета МОАП РК.

Несмотря на имеющуюся серьезную конкуренцию, космодром «Байконур» на сегодняшний день является одной из ведущих международных космических гаваней. Он уверенно занимает лидирующее место в мире по числу запусков космических аппаратов – на него приходится более четверти всех стартов с Земли. Космодром имеет важное значение и для Республики Казахстан, предоставляя нашей стране большие возможности для развития собственной космической отрасли. Например, сейчас на космодроме ведется совместная с Российской Федерацией работа по созданию КРК «Байтерек».

В настоящее время Казахстан прорабатывает вопросы по самостоятельной эксплуатации космодрома после окончательного переноса российских стартов в Амурскую область и прекращения со стороны России аренды «Байконура» (до 2050 г.). Какие варианты развития событий и возможное будущее сотрудничество рассматривает Аэрокосмический комитет? 

26 декабря 2016 года, в соответствии с поручением президентов Республики Казахстан и Российской Федерации Н.А. Назарбаева и В.В. Путина, а также решением третьего заседания Казахстанско-Российской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур» от 27 ноября 2015 г. в Санкт-Петербурге, была подписана Концепция дальнейшего сотрудничества на комплексе «Байконур».

Основные положения концепции, рассчитанной до 2050 года, заключаются в следующем.

Арендные отношения сохраняются, при этом допускается вывод из аренды отдельных объектов в целях их использования в новых космических или иных проектах, перепрофилирования в объекты социально-культурного и иного назначения, а также списания и утилизации.

Казахстан и Россия намерены финансировать развитие комплекса «Байконур», в том числе строительство новых объектов и модернизацию его инфраструктуры.

Стороны разработают совместную долгосрочную программу развития города Байконыр в условиях его аренды РФ.

Есть договорённость о принятии совместных мер, направленных на:

- поддержание и развитие инфраструктуры космодрома «Байконур»;

- реализацию национальных космических программ двух стран, совместных космических проектов, в том числе проекта «Байтерек»;

- поддержание и развитие инфраструктуры города Байконыр, создание новых рабочих мест, обеспечение населения жильем, создание благоприятной социально-экономической среды;

- привлечение инвестиций на комплекс «Байконур», решение проблемы неиспользуемого имущества, внедрение новых форм финансово-хозяйственных отношений, развитие других направлений сотрудничества.

Успешная реализация концепции позволит продолжить сотрудничество с Россией на комплексе «Байконур» и после 2050 года.

Влияют ли запуски ракетоносителей на экологию территории Казахстана? Принимает ли Аэрокосмический комитет меры по предотвращению отрицательных воздействий ракетных запусков?

Пуски ракет-носителей, как и любой вид техногенного воздействия, оказывают определенное влияние на состояние окружающей среды. Потенциальными источниками химического загрязнения окружающей среды при штатной эксплуатации ракет являются:

- в позиционном районе – средства транспортирования, хранения и заправки ракетного топлива;

- в районах падения гарантированные остатки ракетного топлива в местах падения 1-й и 2-й ступеней ракет;

- выбросы в атмосферу продуктов сгорания ракетного топлива.

В отношении выбросов в атмосферу следует отметить, что в среднем за год выбросы оксидов углерода от пусков 10 РН «Протон-М» примерно в 70 раз меньше, чем выбросы автотранспорта г. Алматы. 

Риск загрязнения окружающей среды ракетным топливом возрастает во время аварий при пусках ракет. За период аренды комплекса «Байконур» произошло 7 аварий на территории Казахстана, в том числе 4 аварии РН «Протон» и по одной аварии – РН «Зенит», «Союз» и МБР РС-20.

Согласно межправительственному соглашению, в случае аварии на правительственном уровне создается совместная с Россией комиссия, которая руководит работами по оценке и ликвидации последствий аварии, подсчету ущерба. Проводятся работы по детоксикации почвы в местах разлива топлива. Разрабатывается и совместно реализуется, за счет средств российской стороны, программа экологического и социально-гигиенического мониторинга территорий, подвергшихся воздействию неблагоприятных факторов аварии.

Для выполнения работ в области экологической безопасности в 2001 году было создано ДГП «Инфракос-Экос», ныне – РГП «Научно-исследовательский центр «Ғарыш-Экология» Аэрокосмического комитета Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности. Целью этого предприятия является оценка, прогнозирование и разработка рекомендаций по снижению негативного воздействия ракетно-космической деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения. НИЦ «Ғарыш-Экология» созданы специализированные аккредитованные стационарные химико-экологические лаборатории в городах Алматы, Байконыр и Жезказган, а также передвижная лаборатория в Жезказгане. Предприятие участвует в реализации совместных казахстанско-российских и национальных программ в области экологической безопасности ракетно-космической деятельности. Всего с 2001 года  выполнено 9 таких программ. В настоящее время реализуется программа, рассчитанная на 2015-2017 годы. Результаты работ свидетельствуют о том, что при штатных пусках ракет-носителей значительного химического и механического воздействия на окружающую среду не происходит.

Загрязнение объектов окружающей среды компонентами ракетного топлива происходит при аварийных пусках, что требует применения специальных мер по детоксикации. Разработанная НИЦ «Ғарыш-Экология» технология детоксикации почвы, примененная при ликвидации последствий аварии РН «Протон-М» в 2013 году, позволяет эффективно снижать содержание гептила до уровня гигиенических нормативов. Результаты многолетних исследований мест аварий свидетельствуют о постепенном восстановлении нарушенных объектов окружающей среды. Например, 9-летнее исследование мест аварий МБР РС-20 в 2006 году и РН «Протон-М» в 2007 году не обнаружило загрязнение компонентами ракетного топлива и продуктами их трансформации в почве и растительности. При проведении мероприятий по ликвидации последствий аварии естественное восстановление почвенно-растительного покрова начинается через 5-7 лет. В населенных пунктах, прилегающих к местам аварий, химическое загрязнение компонентами ракетного топлива не обнаруживалось.

По данным медстатистики, произошедшие аварии не повлияли на медико-демографическую ситуацию. Основное воздействие на население при авариях ракет-носителей оказывает психо-эмоциональный стресс, когда люди, обеспокоенные состоянием здоровья, чаще обращаются в медицинские учреждения. Происходит рост показателей заболеваемости по обращаемости, который через 5-6 лет снижается до уровня доаварийных значений.

Основным условием Соглашения о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» от 9 января 2004 года, предусматривающего продление срока аренды комплекса «Байконур», является повышение экологической безопасности путем модернизации эксплуатируемых и создания новых экологически более безопасных космических ракетных комплексов, в том числе КРК «Байтерек». В период после подписания Соглашения были прекращены пуски следующих типов ракет, работающих на гептиле, с переносом пусков на российские космодромы:

с 2008 года – РН «Циклон-2»;

с 2011 года – МБР РС-20;

с 2014 года – МБР РС-18 (возможны единичные пуски до 2019 года).

Кроме того, с 2012 года прекращена эксплуатация РН «Протон-К» с переводом запусков на модернизированную РН «Протон-М», в которой существенно уменьшено количество гарантийных остатков ракетного топлива.

В рамках деятельности Казахстанско-Российской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур» в 2014 году была достигнута договоренность о последовательном сокращении пусков ракет-носителей «Протон-М» с их полным завершением в 2025 году.

Вопросы экологической безопасности ракетно-космической деятельности регулируются и межправительственным Соглашением по экологии и природопользованию на территории комплекса «Байконур» в условиях его аренды Российской Федерацией от 2 июня 2005 года, а также другими двусторонними документами, подписанными в его развитие. В них предусмотрены такие шаги по обеспечению экологической безопасности РКД, как исполнение природоохранных мероприятий в районах падения; экологическая паспортизация объектов космодрома; экологический мониторинг территорий, подверженных воздействию ракетно-космической деятельности и другие.

В Концепции дальнейшего сотрудничества на комплексе «Байконур», подписанной на правительственном уровне 26 декабря 2016 года, также предусмотрен ряд задач по повышению экологической безопасности деятельности космодрома «Байконур».

В рамках республиканских бюджетных программ РГП «НИЦ «Ғарыш-Экология» выполняет работы по программе «Прикладные научные исследования в области космической деятельности», в части оценки экологической устойчивости районов падения, контроля загрязнения и оценки отдаленных последствий аварий в отношении окружающей среды и здоровья населения, совершенствования нормативно-методической базы. Для 8 токсичных веществ утверждены гигиенические нормативы их содержания в почве, разработано и зарегистрировано в Государственной системе измерений РК пять методик анализа компонентов ракетного топлива, разработан Технологический регламент на детоксикацию почв, загрязненных несимметричным диметилгидразином и продуктами его химической трансформации.

Какие первостепенные задачи стоят на повестке дня Аэрокосмического комитета МОАП РК?

Главная и первостепенная задача комитета – это продолжение работ по развитию космической отрасли страны. В ближайшей перспективе на повестке дня стоят вопросы завершения начатых ранее проектов:

- завершение строительства сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов (СбИК КА) в Астане. Его создание обеспечит 55% казахстанского содержания в производстве космических аппаратов;

- запуск спутников научного и технологического назначений – положительные результаты их испытаний в космосе позволят выйти на коммерческий рынок производства спутников;

- создание системы экстренного реагирования при авариях и катастрофах (ЭВАК);

- создание на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек» и другие проекты.

Вместе с тем основная задача комитета – это обеспечение эффективного использования уже созданной космической инфраструктуры для решения задач экономики страны, а также расширение спектра предоставляемых услуг посредством реализации новых инициатив. В данном направлении и ведется активная работа.

Нет ли в Казахстане дефицита специалистов в области космических исследований и управленцев для космической отрасли. Где их готовят для нашего Аэрокосмического комитета?

Развитие такой наукоемкой отрасли, как космическая, невозможно без достаточного кадрового обеспечения потенциал, как в количественном, так и в качественном отношении. В этой связи Казкосмосом проводится системная работа по подготовке специалистов, которая включает несколько направлений. Это подготовка специалистов в вузах Казахстана и по международной программе «Болашак»; переподготовка и повышение квалификации специалистов космической отрасли; стажировка казахстанских инженеров на ведущих космических предприятиях Франции, Англии и России. 

Первое направление

В целях создания отечественной системы непрерывной целевой подготовки специалистов для космической отрасли в 2009 году разработан и утвержден МОН РК Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан по специальности «Космическая техника и технологии». Приказом МОН РК № 393 от 21 июля 2010 года, по предложению Казкосмоса, в Перечень базовых организаций образования по приоритетным направлениям развития высшего и послевузовского образования включены в качестве базовых вузов по подготовке специалистов для космической отрасли КазНУ им. аль-Фараби, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева; КазНТУ им. К.И. Сатпаева; Алматинский институт энергетики и связи и Академия гражданской авиации. В настоящее время подготовка кадров для космической сферы в этих вузах осуществляется по специальностям «Летная эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», «Авиационная техника и технологии», «Космическая техника и технологии».

Подписан Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии между Казкосмосом и МОН РК по организации подготовки специалистов космического профиля. Подведомственными предприятиями Казкосмоса осуществляется совместная с вузами работа по подготовке кадров под конкретные задачи. Для формирования государственного заказа на указанные специальности Казкосмосом на ежегодной основе предоставляются в Министерство образования и науки РК потребности кадров для космической отрасли. 

По данным МОН РК, общий контингент обучающихся по специальностям «Авиационная техника и технологии», «Летная эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и «Космическая техника и технологии» составляет  1838 человек, в том числе 1221 человек обучаются по госзаказу. Из них по специальности «Космическая техника и технологии» обучаются 290 человек (по госзаказу – 226 чел.), по специальности «Авиационная техника и технологии» – 1206 (по госзаказу – 723), по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» – 381 чел. (по госзаказу – 272).

Начиная с 1996 года, в филиале «Восход» Московского авиационного института, расположенном в городе Байконыр, ведется обучение казахстанских граждан для космической отрасли республики. На эти цели ежегодно МОН РК выделяет 45 грантов. На сегодняшний день по госзаказу здесь обучаются 173 казахстанских студента.

Кроме того, подготовка кадров осуществляется в рамках стипендии «Болашак». По космическим специальностям, по данным МОН РК, в настоящее время обучаются 10 студентов-болашаковцев. За 2006-2016 годы 41 человек завершил обучение по программам бакалавриата, магистратуры и стажировки.

Второе направление

В рамках РБП 048 «Повышение квалификации кадров космической отрасли» на системной основе организуются обучающие семинары повышения квалификации (с 2009 года) и зарубежные стажировки (с 2012 года) по стратегическим направлениям космической деятельности. В 2016 году проведено 4 семинара для 60 руководящих, научных и инженерно-технических работников Казкосмоса и его подведомственных организаций. 10 специалистов прошли стажировку в учебных и научных центрах космической отрасли России, Украины и Германии. В целом на сегодняшний день прошли повышение квалификации более 1300 специалистов космической отрасли.

Третье направление

Проведены стажировки инженеров СКТБ КТ во французской компании «Airbus Defence and Space» и британской космической компании «Surrey Satellite Technologies Limited» в рамках выполнения ими контрактов по созданию КС ДЗЗ и СбИК КА. Так, в 2012-2016 годах группа проектирования космических аппаратов (24 человека) завершила двухлетний курс стажировки на предприятиях Франции и Англии. Группа эксплуатации космической системы ДЗЗ (21 человек) завершила двухлетний курс стажировки во Франции. Также завершили курсы стажировки группы по организации опытного производства комплектующих к КА 23 специалиста, а по сборке и испытанию – 13 специалистов.

В рамках проекта «KazSat» прошли практическую стажировку на предприятиях России (ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» и ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф. Решетнева») 12 казахстанских инженеров по проектированию, сборке и испытаниям космических аппаратов связи и 60 человек – по эксплуатации космической системы связи «KazSat».

Стажировка инженеров СКТБ КТ дает им возможность работать плечом к плечу с опытными коллегами и приобрести практический опыт и навыки проектирования и испытаний космических систем, освоить технологии их создания.

На сегодняшний день в подведомственных организациях космической отрасли работают 1270 человек. Качественный состав такой: 54% – выпускники казахстанских вузов, 17% – выпускники российских и украинских вузов, 2% – выпускники президентской программы «Болашак». Кадровый потенциал, подготовленный по трем направлениям, полностью соответствует прогнозной потребности предприятий Казкосмоса на ближайшую перспективу.

Какие технологические прорывы совершил и собирается претворить в жизнь Аэрокосмический комитет МОАП РК?

Основным технологическим прорывом является создание современной космической инфраструктуры с использованием результатов интеллектуальной деятельности отечественных кадров. В частности, созданы и функционируют:

- космическая система связи «KazSat» в составе двух спутников «KazSat-2» и «KazSat-3»;

- космическая система дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) в составе двух оптических спутников «KazEOSat-1» и «KazEOSat-2»;

- система высокоточной спутниковой навигации РК.

Результаты выполненных НИОКР позволили реализовать без закупа зарубежных технологий три крупных проекта:

- система высокоточной спутниковой навигации (СВСН);

- система экстренного вызова при авариях и катастрофах (ЭВАК);

- система электронных средств слежения за поднадзорными лицами.

Кроме того, для успешной реализации задач по созданию космической отрасли планируется реализовать следующие перспективные проекты:

- создание Национальной инфраструктуры пространственных данных Республики Казахстан для объединения всех пространственных данных в единую согласованную инфраструктуру, базу знаний по разным аспектам реализации политики государства;

- создание и ввод в эксплуатацию космической системы связи «KazSat-2R» для дальнейшего развития в Казахстане сетей спутниковой связи;

- создание казахстанского тематического парка «Astana Cosmoland» на территории Национального космического центра в Астане по аналогии с мировыми тематическими космическими парками (Франции, США, Германия, Канада, Россия, КНР, Великобритания). Парк должен войти в десятку уникальных культурно-развлекательных тематических центров и привлечь в столицу Казахстана зарубежных туристов.